Актуальные вопросы в области земельных отношений, связанные с переводом земельных участков из одной категории в другую

1. Возможно ли строительство объектов на сельскохозяйственных угодьях без перевода таких земельных участков в другую категорию земель?

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2   и часть 6 статьи 30, часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. В соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014, отражена позиция Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу, состоящая в том, что запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки        и последующей эксплуатации объектов строительства. Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.06.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод, в свою очередь, допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Согласно пункту 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

2. Может ли осуществляться перевод сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий в связи с неиспользованием земельного участка по целевому назначению его собственником? В каких случаях такой перевод возможен?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основан на принципе сохранения целевого использования земельных участков. При этом пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с частью 1 статьи 7  Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

- с консервацией земель;

- с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

- с установлением или изменением черты населенных пунктов;

- с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

- с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

- со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

- с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

- с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

- с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Таким образом, неиспользование земельного участка по целевому назначению не является основанием для его перевода в другую категорию земель.

3. При каких условиях возможен перевод сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель в целях размещения промышленных объектов, объектов социального, коммунально-бытового назначения?

Перевод сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель в целях размещения промышленных объектов, объектов социального, коммунально-бытового назначения допускается при одновременном соблюдении следующих условий:

- отсутствие иных вариантов размещения объектов;

- кадастровая стоимость переводимых земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения не должна превышать на пятьдесят и более процентов средний уровень кадастровой стоимости земель по муниципальному району (городскому округу) в случае перевода земельных участков для размещения объектов социального, коммунально-бытового назначения;

- кадастровая стоимость земельных участков не должна превышать средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) в случае перевода земельных участков для размещения промышленных объектов;

- земельный участок не должен быть включен в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается (ведение перечня осуществляется комитетом сельского хозяйства Волгоградской области).

В соответствии со статьей 8.5 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 № 855-ОД «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области» к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относятся:

- сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений профессиональных образовательных организаций, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена, и образовательных организаций высшего образования;

- сельскохозяйственные угодья государственных сортоиспытательных участков;

- сельскохозяйственные угодья под многолетними насаждениями;

- искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья;

- сельскохозяйственные угодья, расположенные в границах природных парков и иных особо охраняемых природных территорий;

- сельскохозяйственные угодья с кадастровой стоимостью, превышающей средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) на 50 и более процентов.

При рассмотрении ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую осуществляется сравнение кадастровой стоимости земельных участков со средним удельным показателем кадастровой стоимости по муниципальному району Волгоградской области, утвержденным распоряжением Мингосимущества Волгоградской области   от 27.11.2013 № 2577-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области».

Отсутствие иных вариантов размещения объекта может подтверждаться документами территориального планирования и утвержденной в соответствии с ними документацией по планировке территории (проектами планировки и межевания территории), материалами, связанными с выбором земельных участков для размещения объектов, заключением органа местного самоуправления об отсутствии иных вариантов размещения объекта.

Следует отметить, что пунктом 3 части 3 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» обязанность по обоснованию перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую возложена на заявителя.

В 2016 году статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации была дополнена пунктом 4, согласно которому земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

В соответствии с разъяснениями Комитета по земельным отношениям и строительству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допускается перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, в иные категории земель в случае, если изменение его разрешённого использования  предусмотрено утвержденными документами территориального планирования, при условии соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации.

4. Допускается ли перевод земельных участков из одной категории в другую в границах особо охраняемых природных территорий?

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

В составе земель особо охраняемых территорий и объектов выделяются земли особо охраняемых природных территорий, к которым относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (пункт 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, в пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

5. Какие органы наделены полномочиями по переводу земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена?

Статьей 15 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, необходимых для федеральных нужд, осуществляется Правительством Российской Федерации.

В иных случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с Законом Волгоградской области от 28.07.2006           № 1266-ОД «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую на территории Волгоградской области» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель промышленности, перевод которых согласно положениям статьи 3 данного закона осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления, относится к компетенции исполнительного органа государственной власти Волгоградской области (комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области).

По вопросу о переводе из одной категории в другую необходимых для федеральных нужд земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, решение по которым уполномочено принимать Правительство Российской Федерации, необходимо отметить следующее.

Действующее земельное законодательство не раскрывает термины «федеральная нужда», «региональная нужда», «муниципальная нужда» для целей перевода земельных участков из одной категории в другую, что создает трудности при установлении полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере перевода земельных участков из одной категории в другую.

За разъяснениями по данному вопросу комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обращался в Министерство экономического развития Российской Федерации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).

Минэкономразвития России в письме от 05.08.2015 № Д23и-3825      (вх. от 24.08.2015 № 04-7м/31691) по данному вопросу сообщает, что под федеральными, региональными и муниципальными нуждами следует понимать соответственно размещение объектов федерального, регионального и местного значения. Значение объектов (федерального, регионального, местного) определяется соответствующими документами территориального планирования.

Минсельхоз России в письме от 21.09.2015 № Г/1225 (вх. от 01.10.2015 № 21/27062) высказал мнение, что к земельным участкам, необходимым    для федеральных нужд, относятся земельные участки, являющиеся в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001       № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» федеральной собственностью. Согласно указанной правовой норме к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;

земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Также к земельным участкам, необходимым для федеральных нужд, относятся земельные участки, на которых созданы объекты федерального значения либо планируется строительство и реконструкция таких объектов, размещение (строительство и реконструкция) которых предусмотрено схемой территориального планирования Российской Федерации.

Пунктом 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам федерального значения отнесены объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в областях федерального транспорта (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильных дорог федерального значения, обороны страны и безопасности государства, энергетики, высшего образования, здравоохранения определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства.

В частности, распоряжением Правительства Российской Федерации     от 09.02.2012 № 162-р утвержден перечень видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, в который, кроме прочего, включены объекты трубопроводного транспорта:

- магистральные трубопроводы для транспортировки жидких и газообразных углеводородов;

- сети газораспределения, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля и сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством топлива и энергетики России 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9, в состав магистральных трубопроводов входят:

трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода;

- установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов;

- линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов, устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;

- противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;

- емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска продукции;

- сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;

- вдольтрассовые проезды и переезды через трубопроводы, постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов, сигнальные знаки при пересечении трубопроводами внутренних судоходных путей;

- головные и промежуточные перекачивающие, наливные насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, очистные сооружения;

- компрессорные и газораспределительные станции;

- станции подземного хранения газа, нефти и нефтепродуктов;

- автомобильные газонаполнительные станции;

- наливные и сливные эстакады и причалы;

- пункты подогрева нефти и нефтепродуктов.

Согласно Правилам охраны газораспределительных сетей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации         от 20.11.2000 № 878, в состав газораспределительных сетей входят:

- наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой;

- внеплощадочные газопроводы промышленных предприятий;

- переходы газопроводов через естественные и искусственные препятствия, в том числе через реки, железные и автомобильные дороги;

- отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках;

- устройства электрохимической защиты стальных газопроводов от коррозии и средства телемеханизации газораспределительных сетей, объекты их электропривода и энергоснабжения.

Таким образом, принятие решений о переводе земельных участков из одной категории земель в другую в целях размещения вышеперечисленных элементов объектов трубопроводного транспорта, имеющих федеральное значение, относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

6. Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую. Какие органы и организации могут осуществлять согласование перевода земельных участков из одной категории в другую?

В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 2 Федерального закона       от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимо согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка.

В случае если заинтересованное в переводе земельного участка из одной категории в другую лицо не является правообладателем земельного участка, то в составе ходатайства предусматривается наличие согласия собственника и иных правообладателей земельного участка на перевод этого земельного участка.

Статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что правообладатели земельных участков – это собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Согласно статьям 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа;

- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения;

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;

- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, принятия межведомственным коллегиальным органом, решения о целесообразности осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочий по распоряжению таким земельным участком в целях, способами и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

7. Какие установлены сроки рассмотрения ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую и принятия решений о переводе либо от отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую?

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо, либо к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по вышеуказанным основаниям, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

По результатам рассмотрения ходатайства комитетом по управлению государственным имуществом по Волгоградской области в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую  либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

8. В каких случаях может быть изменена категория земельного участка без процедуры его перевода из одной категории в другую?

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Федеральным законодательством предусмотрен ряд случаев, при которых допускается изменение категории земель земельного участка без принятия решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

Так, частью 14 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ     «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что по заявлению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков, предназначенных в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и утвержденным проектом планировки территории для размещения линейных объектов федерального значения, регионального значения или местного значения, независимо от принадлежности таких земельных участков к определенной категории земель вносятся сведения о принадлежности таких земельных участков к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такие земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.

Следует отметить, что в данном случае речь идет о земельных участках, предназначенных для размещения непосредственно самих линейных объектов, т.е. земельных участках попадающих (в соответствии с утвержденным проектом планировки территории) в постоянный отвод земель, формируемый для размещения указанных объектов. На земельные участки, попадающие во временный отвод и используемые на период строительства, действие указанной правовой нормы не распространяется.

В указанной связи необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Возможность изменения категории земельных участков, минуя процедуру принятия решения о переводе земельных участков из одной категории земель в другую в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», также предусматривается специальными федеральными законами, в частности, Федеральным законом от 07.06.2013  № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ   «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».